при Президиуме Генерального совета ВПП "ЕДИНАЯ РОССИЯ"
Новости 19 июня 2018

Алёна Аршинова: Нужно сохранять и развивать родные языки не за счет административного давления, а за счет мотивации, причем как носителей, так и не носителей этих языков

Алёна Аршинова: Нужно сохранять и развивать родные языки не за счет административного давления, а за счет мотивации, причем как носителей, так и не носителей этих языков
Фото: Юрий Инякин ("Парламентская газета")

Парламентарий прокомментировала резонансный законопроект об изучении родного языка

На пленарном заседании Государственной Думы во вторник, 19 июня, депутаты приняли несколько десятков законопроектов. О наиболее значимых законах рассказала член комитета ГД по образованию и науке Алёна Аршинова.

«Во втором чтении приняли важный для всех педагогов школ законопроект. Его очень ждут миллионы российских учителей. Это изменения в статью 47 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в части выплаты компенсации педагогическим работникам за работу по подготовке и проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования любых форм. Законопроектом предлагается установить, что педагогическим работникам образовательных организаций, участвующим в проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в любых формах в рабочее время и освобожденным от основной работы на период проведения государственной итоговой аттестации, предоставляются гарантии и компенсации, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права. То есть будет гарантировано возмещение утраченного заработка и иных расходов, понесенных вследствие привлечения педагогических работников не только в проведении единого государственного экзамена (ГИА-11), а в целом в проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в любых формах, установленных действующим законодательством об образовании (в т.ч. ОГЭ или ГИА-9, ГВЭ).

В первом чтении приняли резонансный законопроект, который вносит изменения в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» в части изучения родного языка из числа языков народов Российской Федерации и государственных языков республик, находящихся в составе Российской Федерации.

Наше законодательство об образовании развивается. И есть вещи, которые не должны регулироваться подзаконными актами. Если они закреплены Конституцией, то должны быть урегулированы в профильном законодательстве.

На протяжении нескольких лет я постоянно получаю обращения и жалобы родителей на принудительное изучение их детьми государственных и родных языков регионов. Решаемая этим законопроектом проблема дошла и до Президента. Поэтому наш законопроект является ещё и выполнением Поручения Президента по итогам заседания Совета по межнациональным отношениям, состоявшегося в июле 2017 года («обеспечить изучение обучающимися по основным общеобразовательным программам родного языка из числа языков народов Российской Федерации и государственных языков республик на добровольной основе по выбору их родителей (законных представителей)»).

По итогам проведенной по поручению Президента прокурорской проверки в Республике Татарстан в 1,4 тысячи образовательных организаций было выявлено более 3,8 тысячи нарушений законодательства об образовании. В частности, по данным прокуратуры, были выявлены снижение объемов преподавания русского языка (он соответствовал федеральным стандартам лишь в 24 школах), навязывание незаконных итогов тестирования по татарскому языку, влиявших как на перевод в 10-й класс, так и средний балл в аттестатах. Кроме того, на родителей налагались даже штрафы за их отказ от изучения их детьми национального языка республики.

Такие непростые для общества вопросы должны регулироваться не стандартами или иными подзаконными актами, а профильным федеральным законом об образовании, чтобы не давать поводы для неопределенностей и разночтений.

Поэтому в содержательном смысле наш законопроект ничего нового не устанавливает, а лишь восполняет в профильном федеральном законе об образовании пробел. В частности мы с коллегами предлагаем закрепить уже существующее, но не отражённое нормативно в профильном законе об образовании, конституционное положение о добровольном изучении родных языков.

Законопроектом четко прописывается, что изучение родных языков России должно быть по желанию школьников и их родителей и нa основании их письменных заявлений. В этом – концепция законопроекта, а ко второму чтению формулировки можно, конечно, улучшать. Данный порядок позволит сохранить баланс реализации конституционного права граждан на свободный выбор языка воспитания и обучения, а также возможности изучения гос и родных языков.

Мы благодарны Рабочей группе под руководством В.А.Никонова, которая уже проделала большую работу и выработала соответствующие предложения. Мы действительно вскрыли огромный пласт проблем, которые много лет не решались: нет концепций изучения родных языков, методик преподавания, самих учебников. Не хватает ресурсов для создания соответствующих учебников.

А ведь у нас в России 193 народа используют 277 языков, всего 73 преподаются и только по 13 есть соответствующие программы. И теперь благодаря законопроекту мы можем говорить не просто о возможностях сохранения родных языков, но и о возможностях их развития.

Внесение законопроекта сопровождалось критикой и умышленной манипуляцией. На самом деле никакого запрета на изучение родных языков республик этот законопроект не вводит и ничьи права не ущемляет. Наоборот, это законопроект права, а не запрета. Это гарантия равноправия языков народов России.

Показательно, что всего лишь один субъект Российской Федерации выступил против законопроекта.

Тема сохранения и развития культурного наследия народов РФ, включая родные языки, близка нам, авторам этого законопроекта. Нужно сохранять и развивать родные языки не за счет административного давления, а за счет мотивации, причем как носителей, так и не носителей этих языков. Наша идея заключается в создании Фонда поддержки родных языков России за счет федерального бюджета, который мог бы разработать образовательные программы, концепции и методики преподавания родных языков, качественные и лицензированные учебники. Важно также уделить внимание качеству обучения педагогов в вузах.

На своем примере я скажу о важности мотивации в изучении родных языков. По письменному заявлению моих родителей я учила в школе родной для моих друзей, молдавский язык. А сейчас учу чувашский язык, родной для многих моих избирателей. И это для меня мотивация. Уверена, что после принятия этого законопроекта права и интересы народов России в сфере образования по данному вопросу будут обеспечены», — прокомментировала парламентарий.